Была прочитана рецензия, после которой пришло чувство наиполнейшего ППКС. А затем мозг начал работу и не останавливал, пока эта мысль не оформилась в текст.
просто меня не покидает ощущение, что в масс эффекте все-таки есть своя неумолимая жизненная логика. да, первая часть была безумно хороша тем, что персонаж мог полностью отражать личность игрока. была свобода выбора, было синхронное с персонажем познание мира. помню, как читала кодекс, чтобы понять, какие необходимы дальнейшие решения. в жизни всегда есть возможность сделать выбор, но не всегда дается бесконечное количество вариантов выбора. во второй части мне казалась нелепой смерть Шепард, но люди умирают, и смерть непредсказуема. да, было тяжело воспринимать необходимость работы на Цербер, но по здравом размышлении мне кажется немного наивным заявление: "да будь моя воля - я бы ушел, я бы собрал свою команду и купил свой корабль и пошел бы убивать жнецов". куда бы ты пошел? из чего бы ты собрал корабль? Шепард идеален в роли стратега, перед ним конечная цель - спасение галактики, и объективно лучшим решением было бы принять ресурсы Цербера. а вот финал третьей части мне кажется вообще сильным в том аспекте, что на него не может повлиять НИЧЕГО. в этот момент я почувствовала сильнейший удар по эгоизму, кажется, что-то даже в душе совершило перестановку. ты можешь быть Шепард-коммандер, все магазины в Цитадели дают тебе скидку, все расы знают тебя в лицо, ты мог прожить жизнь праведника или ты мог убивать невинных, но если судьба галактики должна решиться определенным образом, значит, это ты ей был нужен таким, а не наоборот. То есть важно не то, насколько логичны эти финалы, а то, что один человек самостоятельно не может определить своей роли в истории. Просто очень хочется быть богами, и, наверное, именно поэтому мы любим играть в игры. Тяжело, когда даже в игре ничего нельзя изменить.